"Этого не может быть!" или особенности методики Глена Домана
Центр раннего развития "Умница"
- были мои первые слова, после того, как 3-летняя
Аня Смирнова прочитала незнакомый текст со скоростью чтения 5-го класса.
Прочитала с абсолютным пересказом!
- Еще как может! - засмеялась мама девочки. - Дело в том, что в каждом ребенке
скрыт какой-то талант, нужно только вовремя его обнаружить и развить. Это
позволяют сделать методики раннего развития. Я выбрала самую эффективную из них
- методику Глена Домана. Это не только открытие таланта у ребенка, но и
полноценное развитие его дарований.
Методика первоначально апробировалась на больных детях и дала ошеломляющие результаты: немые стали говорить, глухие - слышать, слепые - видеть, парализованные - двигаться. Похоже на сказку?
Но когда методику "запустили" на здоровых детях - резуль-таты превзошли все ожидания. Интеллект этих детей стал стремительно развиваться. Тысячи известных политиков, ученых, бизнесменов всего мира в детстве обучались по этой методике.
Как научить ребенка читать?
Как ни парадоксально звучит, но научить ребенка читать очень легко. Это сделать легче, чем научить его говорить. Более того, чем младше ребенок, тем проще процесс обучения дается как ребенку, так и родителям. В год научить читать ребенка легче, чем в два. А в два легче, чем в три и т.д.
Все дети уже к первому году жизни начинают произносить свои первые слова, а к двум - трем годам демонстрируют великолепные успехи в овладении родным языком. Мы, взрослые, не видим в этом никакого чуда. Воспринимаем как естественное развитие ребенка. Но на самом деле то, что дети за поразительно короткий срок осваивают речь, является самым настоящим чудом. Ведь язык - это достаточно сложная структура. И овладеть им - не так-то просто. Это понимает каждый, кто изучал иностранный язык. Вспомните себя. Сколько лет мы потратили на изучение английского или немецкого? Семь лет в школе (с 5-го по 11-ый классы), еще 2-3 года в институте. 10 лет мы учили иностранный язык! И что? Знаем?
Почему мы, взрослые, не можем освоить за 10 лет то, что легко осваивает каждый ребенок? Ответ прост: дети способнее взрослых. Они гениальны! Овладеть речью в раннем детстве легко и естественно. А к 7-ми годам мозг заканчивает свое формирование. После этого возраста коэффициент интеллекта (IQ) любого человека не способен к значительным изменениям. Теперь успехи ребенка в школе будут зависеть (в первую очередь!) ни от учителя, ни от учебников или программ, ни от помощи родителей (хотя всё это тоже немаловажно), а от того, насколько интеллектуально насыщенной была жизнь ребенка в раннем детстве.
Самый эффективный способ сделать ребенка гением - научить его читать до трех лет. Именно обучение чтению в раннем детстве формирует колоссальный интеллектуальный потенциал, который в дальнейшем поможет ребенку не только легко справиться со школьной программой, но и достичь любых высот, о которых Вы даже и не помышляете.
Каким образом дети могут научиться читать?
Речь можно представить в двух формах: устной и письменной. Человечество сначала научилось говорить. Письменность появилась позднее. Но процесс понимания как устной речи, так и письменной - это один и тот же процесс. Давайте рассмотрим его с физиологической точки зрения.
Когда ухо улавливает произнесенное слово или предложение, то звуки разлагаются им на целый ряд электрохимических импульсов, посылаемых в мозг. Там, в мозгу, эти импульсы воссоединяются, и мозг понимает то, что услышало ухо. То же самое происходит и тогда, когда глаз видит написанное слово. Глаз видит, но не понимает, мозг не видит, но понимает.
Оба окончания - зрительное и слуховое - проходят через мозг, который интерпретирует получаемую информацию.
Маленькие дети могут и должны учиться читать слова, предложения точно так же, как они учатся понимать устную речь. Факты, свидетельствующие об этом, очень впечатляющи.
Но суть-то в чем?
Вспомните, как нас учили чтению: М+А+М+А = МАМА, приучая мыслить так же медленно, как и говорить. По методике Глена Домана скорость чтения почти равна скоро-сти мысли.
Вот пример: ребенку в течение 5 секунд мама показывает 5 карточек с написанными на них словами. После этого ребенка обни-мают, хвалят. И так несколько раз в день. В результате у малыша интенсивно развивается мозг, и он усваивает большой объем информации, абсолютно не назойливо со стороны взрослого. Более того, он привыкает постоянно тянуться к новому, к большим количествам "свежей информации", вырабатывается тяга к познанию. Именно это дает ему неограниченные возможности в будущем.
Методика Глена Домана эффективна только в период роста мозга - до 7 лет, и особенно в первые 3 года.
Если вы будете обучать своего ребенка по этой методике, то у него в самом раннем возрасте приобретается навык скорочтения, который не утрачивается всю жизнь.
К тому же у малыша будет развиваться феноменальная память. Ваш ребенок без труда будет запоминать и анализировать огромное количество фактов, легко умножать в уме многозначные числа. Его вряд ли когда-нибудь смогут обсчитать в магазине.
Благодаря такому обучению приобретаются энциклопедические знания. Немного повзрослев, ваш малыш шутя ответит на все вопросы игры "Кто хочет стать миллионером". Высокий коэффициент интеллекта будет приятно выделять его среди сверстников.
Ваш ребенок станет лидером. Такие люди не приспосабливаются к жизни, а вершат ею.
"Сразу обращаю внимание, что Г.Доман тоже допускает явные ошибки, руководствуясь случайными рекомендациями некоторых педагогов, имевшими место в прошлом, в 50 - 60 - е годы XX века. Например, в тех случаях, когда он рекомендует начинать обучать чтению путем метода запоминания целых слов, записывая их на карточках. Это выглядит просто, эффектно, лучше, чем ничего, но злоупотреблять этим не следует.
Здесь Г. Доман и его последователи находится в плену явных противоречий, что свидетельствует об отсутствии у американского врача и его коллег опоры на последние (около 20 лет) представлений об информационном характере психических процессов, то есть, о результатах информатики, теории искусственного интеллекта и других. Да и практика показала, что такие программы - далеко не то, что нужно. Зачем же нынешним родителям повторять ошибки которым уже более 20-ти лет?
Несмотря на необычность, новизну для родителей и педагогов, программы Г.Домана обрекают ребенка на более позднее начало чтения, чем в наших рекомендациях и, кроме того, они загружает мозг ребенка механическим запоминанием множества слов, предъявляемых ему на первом этапе обучения, которое приучает к заучиванию. Впоследствии, как пишет Г. Доман, "много позже мы объясняем ребенку, что такое буквы и зачем они нужны". Разумеется, до этого долгожданного периода ребенок воспринимает множество слов как своеобразные иероглифы. Еще хуже обстоит дело с тысячами карточек с изображениями бессмысленных скоплений точек - "чисел". Судите сами: разве этот пассаж - не доказательство абсолютной порочности этого метода? Конечно, огромный потенциал развивающегося мозга малыша способен запомнить много таких изображений. Еще в 70-е годы я наблюдал, когда малыши запоминали целые книжки наизусть. Некоторые малыши даже сами пытаются "разглядеть" одинаковые буквы в словах, словно подсказывая взрослым, что есть менее трудоемкий путь познания. Итог такой программы чаще всего один: неизбежная глубинная усталось ребенка, отвращение к чтению. Это вызывается тем, что огромные участки нейронных полей будут заняты ненужной информацией, как оперативная память компьютера, которую заполнил вирус. Впоследствие эти нейронные поля просто отрофируются, и нейроны отмирают. Но это произойдет через многие годы, и все это ценнейшее время мозг будет работать заменденно, натыкаясь и обходя занятые образами "целых слов", или запечатленными образами картинок с десятками и сотнями точек, которые рекомендует предъявлять младенцу Г. Доман."
"Основной аргумент Г.Домана заключается в том, что он считает, что отдельно взятая буква - это вещь, чрезвычайно абстрактная для ребенка. Это полностью неверное, "старопедагогическое" утверждение хотя бы потому, что для ребенка нет еще понятия абстрактного, для него все - конкретное. Такое утверждение справедливо для взрослого, которому впервые показали нечто новое - "букву". Вопрос не в том, что показывать, а в том, КАК показывать ...
Большинство наших традиционных "Азбук", как и азбук во всем мире, рассчитаны на семилетних, которые знают что такое арбуз и пробовали его на вкус. А младенцу куда проще запомнить букву "А", чем арбуз. ...
Однако, по нашим наблюдениям, если ребенок почти с самого рождения наблюдал вокруг себя буквы, щупал и даже пробовал их на "вкус" и т.д., то он относится к карточкам с буквами и магнитным буквам совершенно иначе: это его такие же любимые и привычные игрушки, как и все остальные."
Приведено без изменений с сайта "МИР детей",
http://castle.msk.net.ru/~larisa/dmnanlz.htm
Замечания и предупреждения по использованию программ Глена Домана
Содержание
1. Одна из принципиальных ошибок, которая разваливает все программы
Американского института человеческого потенциала: Глен Доман активно выступает
против обучения чтению по буквам и учит не чтению, а простому запоминанию сразу
целых слов "которые более понятны - по убеждению Домана - ребенку двух лет, чем
буквы". См. например, в книге . Затем следует "обучение чтению" выражений. По
убеждению Домана, только много позже, "самые способные дети могут понять, что
такое буква к 6 годам". Павел Тюленев обучает чтению уже к возрасту до 1 года:
от букв к слогам, словам и выражениям.
Вот факты и ссылки:
Главная аксиома (догмат) педагогических представлений Г. Домана: отрицание возможности научить ребенка читать по буквам до 6 - 7 лет. Вот взгляды Домана на обучение чтению в собственном смысле этого слова:
"Ничто не может быть более абстрактным для двухлетнего ребенка, чем буква "А". Лишь благодаря своей одаренности дети когда-нибудь смогут выучить эту букву."
Вот что собственноручно пишет Глен Доман в книге "Гармоничное развитие ребенка, М. 1996 году, на странице 345 и в других книгах:
"Несколько слов по поводу алфавита. Почему мы не начинаем процесс обучения именно с него? Ответ на этот вопрос очень важен. Основной догмат любого обучения состоит в том, что начинать надо с известного и конкретного, потом переходить к новому и неизвестному и лишь затем к абстрактному."
Здесь Доман путает малышей, не видевших мир, и взрослых и
старших детей, которым известно, что такое ОБЩЕЕ и ЧАСТНОЕ. Очевидно, что Глен
Доман здесь исходит из того, что для объяснения младенцу буквы "А", ему нужно
показать ему Арбуз или Автомобиль. Так Глена Домана учили в родной школе и он
ссылается на догматы родимых педагогов. Но Арбуза новорожденный еще не видел.
Это ставит Домана в неразрешимый тупик, выход из которого для него и его
последователей только один: отказ от букв и отступление к простому запоминанию
тысяч новых слов и многих страниц текста. Эти представления Глена Домана
считаются весьма устаревшими.
Например, Павел Тюленев, автор публикаций
"Читать - раньше, чем ходить", "Начальное образование - до 4-5 лет", "Как
ускорить интеллектуальное развитие детей", " (1992, 1995, 1996 г.)
утверждает, что согласно новым научным данным, ребенок вполне осваивает буквы
уже в три месяца, а в возрасте от 6 месяцев до 1 года вполне может справиться с
чтением новых слов по-настоящему, по буквам и слогам.
2. Глен Доман обучает числам в форме запоминания множеств точек на карточках. Для реализации этого подхода Доман предлагает изготовить от нескольких сотен до нескольких тысяч карточек формата А4 или А3 с изображениями нужного числа точек. В противоположность этому подходу, Павел Тюленев учит числам как математическим операциям в возрасте до одного года. Обучение осуществляется во много раз проще, без каких либо дорогостоящих пособий. Например, путем использования "операции хватания" (начиная примерно с 2-х месяцев), первой осознаваемой и управляемой операции ("Пальцематика", "Котоматика"). В разделе "Результаты" вы можете убедиться, что методика Тюленева даем неизмеримо более лучшие результаты: уже к двум годам ребенок осваивает ряд в объеме несколких сотен и может самостоятельно (1988 г.) напечатать его на пишущей машинке или компьютере.
3. Как возникла система программ Г. Домана
4. Как соотносятся методы Г. Домана с отечественными рекомендациями?
5. Почему не годятся карточки Глена Домана?
- Показ карточек очень полезен, но предлагаемые
Гленном Доманом карточки излишне велики и неудобны, требуют больших затрат
времени родителей или специально обученного воспитателя - няни.
6. Когда вредны рекомендации по физическому развитию по Доману?
- упражнения Гленна Домана и рекомендации по физическому развитию всегда полезны, но они не должны отнимать время от интеллектуального развития. В этом мы принципиально также отличаемся и расходимся: до системы МИР человечество только этим и занималось, то есть, в основном, физическим развитием.
7. Почему для многих родителей, в конце концов, оказываются неприемлемы демонстрации карточек по Доману?
- демонстрации карточек нужны, но они должны быть подготовлены вовсе не по Доману, так как в этом случае они потребуют большего количество времени, а по нашей методике показа, которая оказалась более эффективной. Вы можете судить по результатам сами.
8. Разве не очевиден вред от показа Гленном Доманом большого количества целых слов?
- я называю это "кормлением ватой" по Доману. По
системе МИР дети вполне начинают складывать слова из букв к исполнению года. Что
сложить пирамидку, что слово из букв - операции изоморфные, большого отличия
между ними нет ...
9. Нет ничего безумнее и вреднее для развития творческих математических
способностей показывать бесчисленные сочетания точек "по Доману"?
- Я думаю, что это очевидно: показ сочетаний точек - карточек по - Доману полезен при небольшом количестве таких карточек ...
10. Вред и польза от систематических занятий с ребенком по - Доману?
- требуют много времени;
- при неумелом проведении занятий ребенок может отказаться от них;.
- отучают от самостоятельного развития.
11. Некоторые модификации и усовершенствования методик Г. Домана: С. Лупан, Е. Данилова и другие.
1. Общая характеристика
1. Как возникла система программ Глена Домана?
Знать историю возникновения того или иного метода бывает очень полезно, чтобы вовремя внести корректировки, поскольку некоторые элементы могут быть просто изначально неосуществимы в условиях вашей, реальной семьи. Происхождение программ Г. Домана - напоминание о том, что не всегда методика, рассчитанная на исполнение целым штатом врачей, медсестер и нянечек, может быть осуществима в домашних условиях.
В результате клинической практики в
травматологическом отделении детской больнице, демобилизованный фронтовик Второй
мировой войны, американский врач Г. Доман обнаружил, что если с малышами
начинать заниматься в раннем возрасте, с полутора - двух лет, то они могут
показать феноменальные результаты интеллектуального развития, в частности,
начинают рано демонстрировать элементы чтения. Особенно поразило американского
врача и то, что это относится и к детям с черепно-мозговыми травмами, казалось
бы, с безнадежным диагнозом. Однако, серьезные достижения, все таки, относятся к
детям, головной мозг которых существенно не пострадал.
Приведено без изменений с сайта "МИР детей",
Еще совсем недавно большинство родителей и не помышляло о том, чтобы самостоятельно учить своих маленьких детей, а сегодня раннее развитие стало реальностью нашей жизни. Все больше родителей повторяют вслед за японскими педагогами: "после трех уже поздно"
Исторические факты. В конце сороковых годов американский военный врач Глен Доман, работая в филадельфийском институте, позже названным "Институтом ускоренного развития ребенка" ("Better Baby Institute" (BBI)), начал заниматься лечением детей с травмами мозга. Выводы, к которым он вместе с сотрудниками пришел, схематично можно описать следующим образом: стимулируя один из органов чувств, можно добиться резкого усиления активности мозга в целом. C помощью внешних раздражителей он пытался стимулировать "резервные" клетки головного мозга, не пораженные болезнью. Чтобы дети начали фиксировать взгляд, им стали показывать карточки с нарисованными красными точками, постепенно увеличивая их количество и интенсивность занятий. Потом - слова, картинки … Метод сработал. После месяцев упорного труда мозг безнадежно больных детей начинал функционировать и развиваться, они двигались, говорили. Более того, занимаясь по методике Домана, многие из тех, кого еще вчера считали умственно отсталыми, не только догоняли, но со временем могли и перегнать сверстников в интеллектуальном развитии, учились намного раньше срока читать, писать, считать, выполняли сложные гимнастические упражнения. То, чего добился наш современник, американский врач, основатель филадельфийского "Института ускоренного развития ребенка" Глен Доман, иначе как ЧУДОМ не назовешь. Травмированные дети с повреждениями головного мозга, которых считали безнадежными, занимаясь по системе Домана, через какое-то время не просто догоняли сверстников в развитии, но и демонстрировали энциклопедические знания, творческие способности, высокий уровень интеллекта. Исследуя десятки тысяч детей, которые занимались по его системе, Доман сделал вывод, что обучать годовалого ребенка читать и считать намного легче, чем пятилетнего. Этот вывод касался больных детей! Естественно, что занятия со здоровыми малышами тоже давали результаты, причем гораздо быстрее. Так система переросла в методику.
Будучи ученым-нейрофизиологом, Доман открыл и доказал важнейший закон: мозг растет и развивается лишь в том случае, если он работает. И чем интенсивнее будет нагрузка на мозг малыша в первые годы его жизни, тем лучше разовьется его интеллект. Чем больше мы с самого рождения поощряем малыша двигаться, тем быстрее идет формирование мозга, тем более совершенными и зрелыми будут его клетки и тем выше (по терминологии Домана) будет и его двигательный интеллект. Это значит, что малыш гораздо раньше общепринятых сроков начнет самостоятельно ползать, сидеть, ходить. А как только ребенок осваивает тот или иной двигательный навык, начинает развиваться следующий, более высокий отдел мозга. Ну, а чем быстрее идет формирование высших отделов (и особенно коры) головного мозга, тем умнее и сообразительнее будет ваш малыш.
Не менее важно для нас и другое открытие Домана: мозг ребенка с самого рождения запрограммирован на обучение, и пока идет его активный рост (после трех лет он существенно замедляется, а после шести практически прекращается), ребенку не требуется никакой дополнительной мотивации для обучения. Если грамотно организовать процесс, любой ребенок с наслаждением будет учиться всему, что вы ему предложите. И делать он это будет с такой легкостью, которая и не снилась детям школьного возраста.
По мнению Домана и его последователей, все это не просто способствует формированию высокого интеллекта. Следуя предложенным методикам, абсолютно из каждого ребенка можно воспитать гения. Выглядит это весьма заманчиво.
Своими трудами он показал, что человеческий потенциал огромен, что еще в очень раннем возрасте детей можно очень многому научить. В его институте дети двух, трех, четырех лет начинают читать, превосходно осваивают математику, становятся настоящими эрудитами, и вместе с тем прекрасно развиты физически: они хорошо плавают, бегают, лазают. Творческие возможности этих детей настолько широки, что сам Доман называет их детьми Возрождения.
В чем суть методики. Целью, которую поставил себе Доман, является - "дать детям неограниченные возможности в жизни. А осуществление этой цели будет определяться тем, что выберет для себя ребенок, кем он решит стать, что приглянется ему из длинного списка возможностей". Доман хорошо знает, что учеба эффективна только в период роста мозга. А мозг человека растет до семи - семи с половиной лет, но сильней всего он растет в первые три года. Исходя из этого, свою систему он построил для трех-четырехлетних малышей. Глен Доман постулирует приоритет зрительного опыта над всеми остальными способами познания мира. С первых дней жизни детям показывают серии карточек по разным отраслям знаний, начиная от написанных слов, карточек с точками (математика) и кончая изображением растений, животных, великих людей и исторических событий и многого другого. По мнению Домана, подобное опережающее обучение стимулирует развитие различных отделов мозга и благодаря чему ребенок развивается гораздо быстрее сверстников.
По мнению Домана, лингвистические способности - врожденная функция человеческого мозга. Он считает, что все младенцы обладают невероятными способностями к языкам, рано способны овладеть чтением. Глен Доман выделяет факты, из которых состоят языки. Они называются словами, числами или нотами, в зависимости от того, о каком языке идет речь. Он считает, что в том, что касается заучивания голых фактов, дети могут выучить все, что мы им дадим. Более того, чем они моложе, тем легче они заучивают. Исходя из этого, идея "готовности к чтению" (а также все другие "готовности") является полнейшим вздором. Утверждение о том, что ребенок готов к чтению в пять или шесть лет, не только абсурдно, но и опасно. Готовность созидается в детях, а если не созидается - случайно или с какой-то целью - она не появится вообще.
Доман считает, что если учить ребенка фактическому материалу в математике, а факты, на которых основывается математика, - это числа, такие как один, два, три, четыре, пять, шесть, - то он откроет такие математические правила, как сложение, вычитание, умножение, деление и т.д. Из этого он делает вывод, что математические способности - также неотъемлемые функции человеческого мозга. Обучение математике состоит в том, что ребенку показывают карточки с крупными красными точками (по пять штук) и громко называют их количество. Доман показывает количество точками, а не цифрой, для того, чтоб ребенок мог почувствовать реальное количество, а не абстрактный значок цифры. Когда ребенок пройдет первые двадцать цифр, ему, кроме цифр, начинают показывать примеры. Большинство детей, которые внимательно просматривают то, что им показывают, примерно через пару месяцев могут визуально отличить 56 точек от 57 и решить несложный пример.
Методика хороша тем, что ребенок усваивает большой
объем информации приятным для него способом. Чем меньше ребенок, тем легче он
впитывает любые новые для него знания. Нужно успеть воспользоваться этим.
Качество методики подтверждается еще и ее результатами: в мире существует уже
несколько десятков нобелевских лауреатов, которые в детстве учились по Доману.
Как строится обучение? Доман рекомендует показывать каждую карточку, вне
зависимости от того, что на ней изображено, по 1-2 секунды. Таким образом, весь
урок занимает 5-10 секунд. Есть мнение, что лучше показывать настолько быстро,
насколько ребенок успевает охватить взглядом все составляющие образа, т. е.
слова и точки - быстро, а картины - медленно. Для обучения чтению Доман берет
старинную англо-германскую систему: предъявление и озвучивание целого слова. Он
рекомендует показывать карточки с написанными на них красными словами на белом
фоне. Доман советует начать обучение как можно раньше, лучше - до года. По мере
взросления ребенка Доман предлагает увеличивать продолжительность и количество
занятий. По достижение ребенком возраста 1,5-2 лет с ним начинают, например,
изучать иностранный язык, знакомить его с современным искусством или обучать
игре на скрипке.
Чтение.
Методика, по которой Доман предлагает учить ребенка читать, основывается на
механическом запоминании слов, которые по много раз в день показывают малышу.
Доман считает, что со временем малыш на основании собственного опыта поймет
законы, по которым письмо передает устную речь.
Математика. По мнению Домана, ребенок при устном счете должен
оперировать количеством, а не знаками (когда нам говорят, к примеру, сто
двадцать четыре, представляем себе число 124, записанное цифрами, а не реальное
количество). Доман полагает, что, если регулярно и с достаточной интенсивностью
показывать детям карточки, на которых будут нарисованы точки от одной до
бесконечности, они научатся с ходу определять количество предметов, не
пересчитывая их, и это поможет им выполнять в уме арифметические действия с
большими числами.
Доман рекомендует показывать карточки очень быстро, не больше чем на одну-две секунды каждую: мозг маленького ребенка работает не совсем так, как у взрослого, и малыш как будто бы "фотографирует" картинку, а затем в состоянии покоя обрабатывает полученную информацию.
Если заниматься по полной программе, то рано или поздно родители почувствуют усталость (очень много времени требует изготовление карточек и показ их несколько раз в день, даже в отсутствии педагога) и есть реальная опасность "перегрузить" ребенка информацией, отбить у него интерес к занятиям. Тем не менее, если заниматься регулярно, даже снизив нагрузку, можно добиться хороших результатов. Детям нравится учиться! Основная задача раннего развития - не подготовка к школе, а подготовка к жизни вообще. Дети лучше ориентируются в окружающем мире, у них меньше проблем с учебой и общением. Если соблюдать основные принципы занятий: быстро, немного, регулярно, то ребенок даже не поймет, начался урок или продолжается игра. Дети находятся в постоянном поиске, чем бы заняться. Это естественное занятия для каждого малыша - исследовать, узнавать что-то новое.
Плохо, если заняться нечем и родители не предоставили ему такую возможность, тогда ребенок начинает капризничать, или находит себе "занятия", после которых у родителей портится настроение. Другая крайность, в которую впадает большинство родителей: непременно вырастить гения, "ходячую энциклопедию", тогда занятия для ребенка превращаются в каждодневную и нелюбимую работу. Важно не потерять чувство меры. Главный секрет раннего развития - общение и любовь. Если эти условия выполняются, тогда любое раннее развитие, хоть в пять лет, хоть в 6 месяцев, будет своевременным и ничего, кроме пользы, не принесет.
Несколько слов от SPelenok.RU: Мы не рекламируем Методику Глена Домана, мы предлагаем наши карточки, как один из возможных вариантов развития Вашего ребенка. Если вы хотите дать ребёнку знания, то это можно сделать не только по методике Глена Домана. Если вы хотите сделать это всё-таки по этой методике, то не огорчайтесь, если у вас что-то не получится. У Вас есть простор для творчества, переставьте всё с ног на голову и сделайте всё по-своему. Никогда не стоит делать того, что вам не по душе, и того, что как вам кажется, не очень нравится вашему ребёнку. Занимайтесь с вашим ребёнком столько, сколько у вас получается и это будет лучше, чем ничего. Не стоит просить ребёнка давать вам ответы, играть с вами, читать вам, тогда, когда у него нет настроения. Главное - старайтесь больше разговаривать с ребёнком, говорите с ним обо всём на свете - это залог вашего успеха. Предоставьте ему как можно больше путей получения информации, не ограничивайтесь карточками, которые мы Вам предлогаем . Давайте её с разных сторон, с разных точек зрения, освещайте одну тему не только на карточках, но и в играх, плакатах, книгах, других пособиях и предоставьте ребёнку свободу творчества в этом процессе. Радуйтесь каждому успеху вашего ребёнка, даже малейшей попытке проявить себя, особенно если это впервые. Совершенствуйтесь сами, никогда не останавливайтесь на достигнутом.
Желаем успехов ВАМ и ВАШЕМУ ребенку!
(статья была опубликована в американском журнале
"Вестник", №2 (209), 19.01.1999 г.)
Шестидесятые годы были эпохой нашей веры в
светлое будущее. Но среди самых несбыточных лозунгов был один, в который мы не
верили: "догнать и перегнать Америку!" Этот призыв стал темой множества
анекдотов. Когда мы все же ухитрялись перегнать американцев, это достигалось
либо жутким напряжением сил всей страны, либо касалось тех областей, которыми
американцы переставали интересоваться. В какой-то момент мы обогнали их по
производству ламповых приемников, рубашек из чистого нейлона и черно-белых
телевизоров. Но вот сейчас, на рубеже тысячелетий, у нас появился шанс совершить
невероятный скачок, далеко обставив Америку в добыче и производстве
драгоценнейшего из металлов, драгоценнее не бывает.
Нашей школой мы особенно похвастаться не можем. Это понятно всем, кроме
деятелей народного образования, которые держат круговую оборону и "стоят
насмерть". Это сильная позиция, и она вызывала бы уважение, не касайся она наших
детей и будущего страны. Потому что вместе со слабой школой мы потихонечку
сползаем на уровень третьеразрядного государства. Известно, что по математике
результаты наших учеников не входят в мировую двадцатку, не лучше достижения и у
Украины, не сильнее - и у Израиля, где много школьников из бывших советских
республик. Мы сдаем свои позиции в спорте, особенно это заметно по массовым
видам (возьмите футбол, хоккей, легкую атлетику - результаты очень бледные). Еще
одна важная проблема - здоровье наших школьников. Из ленинградских призывников
когда-то комплектовались элитные войска, сейчас это кажется сказкой. Сведения по
стране: сколиоз у 87% учащихся! Да и возможна ли "серьезная" учеба без
испорченного зрения, без искривленного позвоночника?
Оказывается, такая учеба возможна. И "революционный прорыв" совершен не
педагогом, а врачом. Американский военный врач Гленн Доман в конце сороковых
годов начал заниматься лечением детей с травмами мозга. Выводы,
к которым пришел его институт в Филадельфии
(The
Institute for the Achievment of Human Potential,
8801 Stenton Ave., Philadelphia, PA 09038; tel.
(215) 233-2050), схематично можно описать следующим образом: стимулируя один из
органов чувств, можно добиться резкого усиления активности мозга в целом.
Воздействие на зрение обездвиженных детей (их по специальной методике Домана
учили читать) привело к тому, что такие дети постепенно, понемногу начинали
двигаться. Ребенку демонстрировались карточки с крупно написанными словами, эти
слова громко произносили вслух. Весь урок занимал считанные секунды, но таких
уроков в день было несколько десятков. И многие из этих несчастных детей,
неподвижных немых инвалидов, которых считали безнадежными, начинали
переворачиваться, ползать, вставать, выучивались читать в 3-5 лет, а более
поздние тесты обнаруживали, что они по развитию обгоняют "нормальных" детей!
Потрясающе!
Систему, разработанную для больных, Доман попробовал применить в работе со
здоровыми детьми. И вот среди этих детей сколиоза не было. Дети двух, трех,
четырех лет начинали читать, превосходно осваивали математику, становились
настоящими эрудитами, но - и это, быть может, самое главное - были прекрасно
развиты физически. Творческие возможности этих детей настолько широки, что сам
Доман называет их детьми Возрождения.
Базовый вывод Домана: учеба эффективна только в период роста мозга. Мозг
человека растет до 7-7,5 лет.
Базовый принцип Домана: ребенок должен двигаться с первого дня жизни.
Простые усилия могут привести к тому, что в первый месяц жизни ребенок будет
проползать по несколько метров в день. Вы спросите, влияет ли ползанье на
развитие способностей ребенка? Еще как. Двухмесячный ребенок, который выползает
из комнаты, очень отличается по развитию мозга от ребенка, который лежит это
время в люльке на спине и пролежит так еще несколько месяцев. И эта разница в
уме, активности, одаренности будет чувствоваться всю жизнь. Доман, перечисляя
известных выдающихся личностей, которые начали читать в 3 года, часто повторяет:
"Они так рано научились читать, потому что были гениями, или они стали гениями,
потому что так рано выучились читать?" И это действительно серьезный вопрос, а
не шутка.
А не вредно ли ребенку рано читать?
Американцы заметили, что масса детей начинает читать, запоминая слова на
громадных рекламных щитах вдоль дорог. Может, это вредно, и стоит запретить
детям смотреть в окно, когда они едут в машине? А не вредно ли ребенку ползать?
Но для чего же тогда природа "снабдила" новорожденного сильным ползательным
рефлексом, спрашивает Доман. Может, логичнее будет предположить, что вредно
спеленывать ребенка и не давать ему двигаться?
Система Домана - радостная, светлая, рассчитана она только на желание самого
маленького ребенка двигаться и познавать все вокруг. Его методы подхвачены во
всем цивилизованном мире. Во многих странах существуют общества "Раннее
развитие", председатель такого общества в Японии (кстати, совладелец фирмы Sony)
написал книгу "После трех уже поздно", которая переведена на русский. Существует
уже несколько десятков Нобелевских лауреатов, которые в детстве учились по
Доману! Во многих видах спорта лидирующее положение занимают спортсмены, взявшие
в руки ракетку или мяч, вышедшие на лед или начавшие плавать не позже двух лет.
Сотни тысяч детей прошли систему Домана и достигли уже всевозможных степеней и
рангов. Разумеется, педагогический мир на эту систему не перешел, но принята она
с уважением повсеместно, и успех ее в основном зависит от энтузиазма родителей.
Во многих случаях эффективность этой системы поразительна, но иногда
результаты - сравнительно с усилиями, которые прикладывают родители, - могут
показаться не очень значительными. Дело в том, что система чрезвычайно трудоемка
и требует полной отдачи родителей. Ее очень трудно совместить с работой, учебой,
множеством домашних обязанностей современной женщины. В течение дня мать должна
провести 50-60 сверхкоротких уроков по нескольким "предметам" и еще постоянно
работать над созданием учебного материала. Неработающая американка со средним
уровнем дохода, имеющая стиральную машину, моющий пылесос и микроволновую печь,
наверное, может себе позволить такой распорядок дня. В наших широтах это
доступно очень немногим. Даже богатые люди не находятся в привилегированном
положении, потому что гувернеру и няньке эти занятия не поручить, их должны
проводить сами родители.
Официальная школа всюду относится к системе Домана без восторга, в основном
потому, что "домановские дети" знают больше значительной части учителей. А это
реальная угроза! Базовый принцип Домана: чтение - такая же естественная функция
мозга, как речь. (А не вредно ли ребенку слишком рано говорить?..) Представляете
себе, как тяжело научить ребенка говорить в 7 лет! Почти немыслимо. Доман
считает, что учителя, которые обучают чтению 7-летних, совершают настоящий
педагогический подвиг. Ведь научить 2- и 3-летнего ребенка гораздо легче. И
столь же легко и естественно научится такой маленький ребенок говорить на
иностранных языках, играть на скрипке, кататься на коньках, он без труда выучит
названия всех столиц в Европе и все виды насекомых, обитающих в Западной Африке,
для него не составит проблемы запомнить, в каком веке происходила война Алой и
Белой Розы, и какие страны участвовали в Семилетней (Столетней,
Тридцатилетней...) войне. Он будет разбираться в живописи, зоологии, астрономии,
географии, музыке - словом, маленькие дети готовы и способны освоить любые
области знаний, лишь бы родители вовремя начали с ними заниматься.
Представим же себе, что все семилетки превосходно читают и пишут, а также
говорят на одном-двух иностранных языках, неплохо ориентируются в отечественной
истории, знакомы с расположением планет и материков и могут описать кровеносную
систему у птиц. Университеты будут переполнены 12-летними студентами, и мы,
может быть, перестанем страдать от утечки умов. Если же семилетки будут все
поголовно виртуозно обращаться с мячом - теннисным, футбольным, баскетбольным,
блестяще владеть коньками, клюшкой, ракеткой, делать сальто на бревне и опорный
прыжок, - может быть, тогда у нас будут свои сильные лиги, и спортсмены
перестанут сбегать за границу... И если появятся миллионы одаренных людей,
страна сможет изменить свой облик.
Но по системе Домана у нас миллион гениев не создать. Это семейные программы
для богатых людей. Но я утверждаю, что в России есть свой гений, который учит
четырехлеток читать за неделю (сравните с двумя годами работы и тысячами
карточек, которые нужны по системе Домана), пятилетки у него уже все без
исключения читают, считают в пределах сотни, и в сотне им тесно. Но еще важнее:
это прекрасные, глубокие 5-летние люди, с которыми очень интересно. И им самим
очень интересно жить и учиться.
Этот гений объездил уже десятки городов, и от Мурманска до Находки
занимаются по его системе. Затраты копеечные, эффективность невероятная. Гения
зовут Зайцев.
Я сам много работал по системе Домана, отношусь к ней с трепетом, пишу о ней
и не собираюсь сбрасывать ее со щитов. Но центральная часть этой системы - как
научить ребенка читать и как научить ребенка математике (так, кстати, назывались
первые бестселлеры Домана) - намного сложнее системы Зайцева. Хотя бы в этой
области мы сегодня опережаем американцев на десятилетия.
К слову: Зайцев создал обучающие кубики и на английском языке, он по первой
своей специальности является английским филологом. Так что и мы можем кое в чем
помочь Америке, не только она нам. Созданы "татарские кубики", "украинские
кубики": ученый видит единицу строения языка не в слоге (как мы привыкли
думать), а в складе. И, пользуясь этими складами (каждый склад находится на
отдельной грани кубика), ребенок начинает составлять слова. Все-таки это чудо,
когда 3-летний ребенок при тебе выстраивает из кубиков фразу.
Я уверен, что сам Зайцев не понимает, на чем основан эффект Зайцева. Я
сравниваю это с легендарным автоматом Калашникова - лучшим автоматом всех
времен, который стреляет на снегу и в пустыне, в болоте и на морозе, в грязи,
где угодно. Как удалось создать такую боевую технику, остается загадкой. Я видел
создателя, и он не выглядит безусловным гением. Но Зайцев считает, что он знает,
почему его автомат стреляет.
Во-первых, в его арсенале "складовый принцип", это очень важный момент.
Второй принцип Зайцева я попробую объяснить так. Предположим, вы назначены
директором на новый завод. Сможете ли вы работать, если вы не знаете абсолютно
точно, какое количество работников, техники, помещений и материалов есть в вашем
распоряжении? А ведь классический школьник получает программы по любому предмету
скудными порциями, которые ему сцеживают в кормушку! Зайцев же знакомит ребенка
сразу со всем аппаратом, который ему понадобится для чтения и письма, на первом
же занятии. Ребенок быстро справляется с объемом, который он видит целиком. А
вот если требуется освоить огромную таинственную страну, границы которой не
видны, то знания, оказывается, входят не глубоко и быстро улетучиваются.
Принцип Домана, который принял мир: учить читать, предлагая тысячи готовых
слов на карточках, "пока не зачитает". Принцип Зайцева, по которому работают у
нас: "писать", а не читать, писать складами по таблицам (указкой) или по
кубикам, "пока не зачитает". Принцип Домана: давать математику красными
кружками, наклеенными на карточках, а не цифрой. Ребенок должен почувствовать
реальное количество, а не абстрактный значок цифры.
Зайцев делает практически то же самое, но дает эти "кружки" в готовых
формах - десятками, и эффект несоизмеримо выше.
По Зайцеву сегодня работают сотни детских садов, групп, площадок. В чем, еще
раз, суть и новаторство этих занятий. Вся многовековая традиция педагогики
располагает материал в учебнике по принципу: правило - упражнение. Метод
Зайцева: весь материал, компактно выраженный, разместить на стене.
Материал считывается со стены взглядом. Другая стратегия работы
преподавателя, учебный материал больше не тонет в ворохе упражнений. Все, кто
привык работать только по принципу: "открыл параграф, сделал упражнение",
начинают чувствовать себя крайне неуютно. До Зайцева никогда весь материал не
был собран в одном месте. Никогда не выполнялся принцип "от частного - к общему,
от общего - к частному", потому что общего не существовало. Древней системой
преподавания пользоваться больше нельзя: изменилась жизнь, изменился способ
восприятия информации и изменился ее объем.
Софья Ковалевская рассказывала, что в ее комнате (ей было 11 лет) делали
ремонт, не хватило обоев, и все стены обклеили лекциями по дифференциальному
исчислению Остроградского. И она несколько лет прожила, пытаясь в них
разобраться. Когда у 15-летней Ковалевской появился учитель - сильный математик,
он был ошеломлен ее знаниями. Ему казалось, что всю информацию, который он
преподает, Ковалевская уже знает наперед. Так действует настенный материал, если
его давать целиком, а не порциями в рот по ложке.
4-летнему ребенку сразу дается счет до сотни, без стопоров, без порогов, на
которых он будет спотыкаться. И в сотне ему очень скоро становится тесно.
Пятилетка легко усваивает двоичную систему исчисления.
Стандартный урок Зайцева продолжается 25 минут в игре. Дети могут ходить,
стоять, лежать на мате, они не портят осанку, они не портят зрение, потому что
смотрят на большие таблицы. Зайцев не упраздняет систему Домана, работающую во
всем мире: используется сама идея раннего развития. Параллельно с методом
Зайцева можно применять систему физического развития по Доману. А эффект от
обучения по Зайцеву будет сказываться даже при крошечных затратах времени в
день.
Разработано учебное пособие "Читай и пой": дети завороженно поют склады и
русские народные песни, переведенные на таблицы.
Разрабатывается пособие "Танцуй, читай и пой". А не вредно ли 3-летним детям
следить за текстом песен по таблицам? А не вредно ли детям петь? А не вредно ли
им танцевать?..
Система Зайцева является единственной существующей у нас системой обучения,
которая эффективно работает. Я не сравниваю с фиктивными методиками
"развивающего обучения" (этот модный термин используют сейчас очень многие). Я
сравниваю только с мировыми стандартами.
Распространение системы - огромно.
Но Великую китайскую стену, которая существует между работающей системой и
официальной педагогикой, проломить не удается. Зайцева травят, с ним борются,
распространяют слухи, что "зайцевские дети" неграмотно пишут. Особенно активно с
Зайцевым борются в родном Санкт-Петербурге (нет пророка в своем отечестве), но
наш город всегда славился предельным консерватизмом. Я вспоминаю повесть Марка
Твена "Янки при дворе короля Артура". Есть там момент, когда "янки" вызывает на
дуэль сразу всех рыцарей английского королевства. Дело в том, что система
Зайцева в известном смысле "вызывает" нашу школу. Представьте себе, что в стране
развита только моторная авиация, и появление реактивных самолетов является
угрозой для тех, кто создает моторные самолеты, продает их, умеет только на них
летать, пишет по ним диссертации. Чтобы сломать эту ситуацию, нужно
вмешательство военных или "грозного царя".
Ребенок, который с 3-х лет занимался по Зайцеву, в 7 лет может спокойно идти
в 5-й класс. Таких детей в течение ближайшей пары лет могут появиться десятки
тысяч, а заниматься с ними в рамках обычной школьной программы - невозможно. Для
них нужно разрабатывать специальные учебные планы и методики. Ведь сегодня в
1-ом классе на 26-ом уроке дается цифра 5, на 51-ом уроке - цифра 8 (вот она -
устаревшая авиация). И начинаются выдумки, что реактивные самолеты плохо летают,
что петь в 3 года вредно. Реальность сегодняшней школы описана 2 октября
1998 года по телевидению министром обороны: "54% призывников имеют физические
отклонения". Я уже писал о 84% сколиоза и тотальной близорукости, так неужели
здоровые призывники менее ценны для Министерства обороны, чем реактивные
самолеты?
Получается слишком розовая картина. А в жизни она не розовая. Выясняется,
что способные дети, которые могут, повзрослев, вывести страну из тупика, не
нужны. Прежде всего они не нужны школе: такие дети не в состоянии высидеть
45-минутный урок, слушая, как в середине 1-го класса читают "мама мыла раму" или
от 10 пальто отнимают 2. Но в стране уже есть "зайцевские классы", которые идут
по мощной полноценной программе, в такие классы дети переходят целой "зайцевской"
группой из детского сада. И чаще всего это происходит в провинции. А в столицах,
даже в элитных школах, ничего похожего не происходит.
Есть один резонный вопрос, который требует серьезных раздумий. Что делать с
детьми, которые в 7 лет готовы поступать в 5-й класс? Вопрос это нелегкий, но он
решаемый. Существуют программы для таких детей, существуют учителя, только нужно
их искать. В августовском номере
"Огонька" была статья о двух сестрах 10-ти и
12-ти лет, которые сдали экзамены за среднюю школу и поступили в финансовую
академию при Совете Министров. Подробности их детской учебы восторженный автор
опустила, и мы воздержимся от догадок и спекуляций. Каким-то неведомым путем
обычная московская семья воспитывает выдающихся девочек. Попробуем включить этот
факт в наши рассуждения. Две наши московские героини в садик и в школу не
ходили, потому что школа все-таки надежно оберегает от проявлений гениальности.
И в мировой прессе сообщений о таких детях появляется все больше и больше.
Кто-то занимается по ведущим системам раннего развития, кто-то из родителей
придумывает свою систему и "попадает в масть", и это тоже отлично. Когда
районные методисты Москвы или Петербурга борются с распространением системы
Зайцева, они ведь не просто конкретного новатора забивают: они упорно не желают
принимать идеи раннего развития, давно уже понятые и принятые миром. А наш
районный методист настаивает на прежней системе, чтобы ребенку в детском саду
давали по математике установку, что существует число один: "вот посмотрите, один
пальчик". А если ребенок показывает два пальчика и говорит "два", то его
поправляют: "не два, а много". И вот на такой базе строится наша сегодняшняя
школа.
Можно ли давать "автомат" Зайцева в руки слабым педагогам? В принципе, это
не страшно. Конечно, хотелось бы, чтобы воспитатель творчески относился к тому,
что он делает. Это гибкая методика: если ребенок хочет заниматься математикой, а
не русским, к нему нужно прислушаться. Если он понял, то нужно идти дальше, а не
топтаться на месте. Но если такой чуткости у педагога нет, то система Зайцева
все-таки настолько емкая, что ученик, общаясь сам с таблицей и кубиками, будет
придумывать или заказывать новые слова, приказы, фразы, чтобы не было скучно.
Скука обучения - основной вирус, с которым сражаются все системы раннего
развития, Доман и Зайцев здесь единодушны.
По правилам британской журналистики во втором абзаце статьи должна быть
определена ее цель. Я же хочу повторять свою цель в каждом втором абзаце. Страна
находится в катастрофическом положении, испытывая неостановимую утечку умов,
талантов, рук. То, что наш хоккей потерял всех ведущих игроков и внутренний
чемпионат стал посредственным, - это понимает каждый любитель хоккея. Вывод
напрашивается единственный: нужно так изменить систему подготовки юных игроков,
чтобы поток хоккеистов-самородков был неисчерпаем. (По системе Домана, кстати,
можно подготовить бесконечное количество спортсменов высочайшего уровня.) Страна
потеряла несколько сотен тысяч специалистов в результате всех волн эмиграции,
ведущие ученые во всех областях научной деятельности уезжают за рубеж
зарабатывать деньги. Одновременно катастрофически падает уровень школьного
образования. Чего же можно еще ждать?! Почему во всем мире существуют тысячи
центров раннего развития, а у нас - ни одного? Еще раз: ни одного.
Николай Александрович Зайцев: "В школе идет обучение с губы учителя на ухо
ученика, а 80% информации ребенок усваивает глазом. Я тысячи раз показываю,
может быть, десятки тысяч. На каждом занятии с малышами мы пишем сотни слов, а
уже потом когда-то объясняю. Современные школьные методики все таковы, что они
лишают детей здоровья - вот главный предмет моих забот. Не слащаво-несбыточно, а
реально: охранять здоровье ребенка от бессмысленных перегрузок".
Я пишу не "рекламную статью": в принципе, большую часть пособий Зайцева
можно изготовить самому, а не покупать, и даже делать их ярче, крупнее. Важно
только понять "принцип Зайцева".
Проблемы со школой тянутся у нас с 30-х годов, когда категорически были
запрещены идеи раннего развития детей. Мы уже давно выправили ситуацию в
биологии, мы больше не твердим, что генетика является лженаукой, мы даже
стыдимся себя за то, что мы это твердили. Когда мы будем стыдиться себя за то,
что на раннее развитие в стране остается запрет? Существует еще категория
псевдогуманных сомнений, не принесет ли детям вред эта система. Это напоминает
старинную французскую шутку: тюремщик предлагает осужденному на смерть глоток
вина из бутылки, но тот отказывается пить из горлышка, боясь заразных
заболеваний. Хуже повешения заболеваний уже нет, особенно когда до виселицы
остались минуты. Страна развалилась, здоровье детей развалилось, 4 млн. детей
вне школы, а гуманисты боятся, а "не будет ли хуже".
В военное время хуже бывает.
В мирное время хуже уже нельзя.
В поисках возражений многие педагоги стараются защищать честь касты и школу,
а защищать нужно не себя, а детей.
Но все-таки, если предположить, что существуют педагоги, которые ищут
правду, то я предлагаю вариант поисковых вопросов: правда ли, что можно за
неделю в возрасте 4 года научиться читать, правда ли, что дети, занимающиеся по
системе Зайцева, не страдают близорукостью и сколиозом? Правда ли, что система
Зайцева не только не угнетает детей психически, но и помогает в работе с
аутистами и часто выправляет детей с психическими отклонениями? Правда ли, что
дети, которые научились рано читать, если продолжать занятия с ними, любят
учиться, легко занимаются сами и никогда не мучаются от безделья и скуки? Правда
ли, что "домановские" дети в 4 года легко бегут 5 километров, в год легко
плавают, правда ли, что системе Домана больше 30-ти лет и среди его учеников
есть уже Нобелевские лауреаты и спортсмены экстра-класса? Можно разработать
другие вопросы, пытаться отвечать на них - только старайтесь делать это
письменно и смотрите, к чему вас приведет ваше исследование. Мы свое
исследование провели, мы уверены, что таких детей должно быть полстраны.
Миллионы одаренных детей. Нужно только выпускать кубики и печатать таблицы со
складами и этих детей не сдерживать. Может быть, из них можно будет сделать
действительно новых русских - новых русских спортсменов, новых русских ученых.
Нужно найти праздничные слова и кончить статью на мажорной ноте. Может быть,
появится добрый батюшка-царь и издаст указ: "Чтобы в первый класс приходили,
бегло читая и владея всеми действиями в пределах тысячи!" И чтобы школа
соответствовала талантливым детям, которых она в свои стены принимает. Институт
Домана в Филадельфии доказал, что самое эффективное обучение происходит в период
роста мозга. По сравнению с учебой 3- и 4-летних детей, учить читать семилеток
очень сложно. Доман считает, что это - настоящий педагогический подвиг. Так же
сложно 7-летнего ребенка, которого воспитывало семейство волков, обучить
человеческой речи. К сожалению, мы сами - это дети, которых слишком поздно
научили разговаривать. Пускай наших детей ждет другая участь.
* * *
В России продается "стосчет" Зайцева, кубики Зайцева, "читай и пой" Зайцева и другие пособия по обучению русской и английской грамматике. Связаться с лабораторией Зайцева можно по адресу: Россия 195009, Санкт-Петербург, а/я 28.
ОПИСАНИЕ ТАБЛИЦЫ #1 ПО МЕТОДИКЕ "КУБИКИ ЗАЙЦЕВА"
|
|
Б |
|
бь |
|
В |
|
вь |
|
Г |
|
гь |
|
Д |
|
дь |
|
ЖЖ |
|
З |
|
зь |
|
й |
|
Л |
Ая |
|
БА |
|
бя |
|
ВА |
|
вя |
|
ГА |
|
гя |
|
ДА |
|
дя |
|
ЖА |
|
ЗА |
|
зя |
|
|
|
ЛА |
Оё |
|
БО |
|
бё |
|
ВО |
|
вё |
|
ГО |
|
гё |
|
ДО |
|
дё |
|
Ж |
|
ЗО |
|
зё |
|
|
|
ЛО |
Ую |
|
БУ |
|
бю |
|
ВУ |
|
вю |
|
ГУ |
|
гю |
|
ДУ |
|
дю |
|
ЖУ |
|
ЗУ |
|
зю |
|
|
|
ЛУ |
Ыи |
|
БЫ |
|
би |
|
ВЫ |
|
ви |
|
ГЫ |
|
ги |
|
ДЫ |
|
ди |
|
ЖИ |
|
ЗЫ |
|
зи |
|
|
|
ЛЫ |
Эе |
|
БЭ |
|
бе |
|
ВЭ |
|
ве |
|
ГЭ |
|
ге |
|
ДЭ |
|
де |
|
ЖЕ |
|
ЗЭ |
|
зе |
|
|
|
ЛЭ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
пь |
|
Ф |
|
фь |
|
К |
|
кь |
|
Т |
|
ть |
|
Ш |
|
С |
|
сь |
|
|
|
|
Ая |
|
ПА |
|
пя |
|
ФА |
|
фя |
|
КА |
|
кя |
|
ТА |
|
тя |
|
ША |
|
СА |
|
ся |
|
|
|
|
Оё |
|
ПО |
|
пё |
|
ФО |
|
фё |
|
КО |
|
кё |
|
ТО |
|
тё |
|
Ш |
|
СО |
|
сё |
|
|
|
|
Ую |
|
ПУ |
|
пю |
|
ФУ |
|
фю |
|
КУ |
|
кю |
|
ТУ |
|
тю |
|
ШУ |
|
СУ |
|
сю |
|
|
|
|
Ыи |
|
|
|
пи |
|
ФЫ |
|
фи |
|
КЫ |
|
ки |
|
ТЫ |
|
ти |
|
ШИ |
|
СЫ |
|
си |
|
|
|
|
Эе |
|
ПЭ |
|
пе |
|
ФЭ |
|
фе |
|
КЭ |
|
ке |
|
ТЭ |
|
те |
|
ШЕ |
|
СЭ |
|
се |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ль |
|
М |
|
мь |
|
Н |
|
нь |
|
Р |
|
рь |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
БЪ |
ля |
|
МА |
|
мя |
|
НА |
|
ня |
|
РА |
|
ря |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ВЪ |
лё |
|
МО |
|
мё |
|
НО |
|
нё |
|
РО |
|
рё |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ДЪ |
лю |
|
МУ |
|
мю |
|
НУ |
|
ню |
|
РУ |
|
рю |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ЗЪ |
ли |
|
МЫ |
|
ми |
|
НЫ |
|
ни |
|
РЫ |
|
ри |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
НЪ |
ле |
|
МЭ |
|
ме |
|
НЭ |
|
не |
|
РЭ |
|
ре |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ЖЪ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
РЪ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Х |
|
хь |
|
Ц |
|
ч |
|
чь |
|
ТЪ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ХА |
|
хя |
|
ЦА |
|
ча |
|
|
|
СЪ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ХО |
|
хё |
|
ЦО |
|
чё |
|
чо |
|
ХЪ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ХУ |
|
хю |
|
ЦУ |
|
чу |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ХЫ |
|
хи |
|
ЦИЦ |
|
чи |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ХЭ |
|
хе |
|
ЦЭ |
|
че |
|
|
|
|
Данная таблица содержит в себе все возможные
склады русского языка (кроме нескольких, которые употребляются крайне редко и
являются исключением). Таблица применяется для обучения детей любого возраста и
взрослых чтению на русском языке, а также для освоения основ фонетики русского
языка. В оригинале таблица является составной частью пособия "Кубики Зайцева" и
используется вместе с кубиками. Для того чтобы получить наилучшие результаты,
желательно использовать оригинальное пособие (кубики и комплект из двух таблиц,
а также пособие "Читай и пой" и "Складовые картинки"). Но можно использовать
отдельные элементы методики.
Данная таблица изображает "Кубики Зайцева". На каждом кубике 6 сторон -
6 складов (как исключение - двойные кубики , на них 7-8 складов).
Что Зайцев называет складом? Склад - это любой гласный или любой согласный
отдельно, любой согласный с мягким или твёрдым знаком, а также любой согласный в
сочетании с любым гласным. Например, складами являются - Б, К, А, ФЬ, СЪ, МА, БИ,
ЖИ и т.д. Чтение в русском языке осуществляется по складам, а не по слогам.
Твёрдые склады написаны более крупным шрифтом, а мягкие - мельче. В верхней
части таблицы расположены склады со звонкими, а в нижней - с глухими согласными.
Так называемые "железные" (серого цвета) и "деревянные" (коричневого цвета)
кубики.
Как можно работать с данной (неоригинальной) таблицей?
![]() |
По возможности её нужно увеличить ( перерисовать или переснять). |
![]() |
Части таблицы обязательно надо повесить рядом, чтобы они являлись одним целым. |
![]() |
Необходимо сделать так, чтобы она как можно чаще попадалась обучаемому на глаза, то есть повесить на стену в комнате или в месте, где проводятся занятия. |
![]() |
Нужно пропевать таблицу как отдельными частями, так и всю целиком. |
![]() |
Основная "попевка" (термин Н.А. Зайцева) составляет каждый кубик и поётся на соль-фа-ми-ре-до. Нот 5, а сторон у кубика 6, потому что те склады, у которых нет гласного звука, - не поются, а просто проговариваются. Образец основной попевки: Б (говорим) -БА-БО-БУ-БЫ-БЭ (поём). |
![]() |
Двойные кубики пропеваются сложнее: Ж-ЖЬ (говорим) -ЖА-ЖЁЖО (на одной ноте (фа) и в 2 раза быстрей, чем остальные склады) -ЖУ-ЖИ-ЖЕ (как у обычных складов). |
![]() |
Можно петь таблицу по горизонтальным линиям на любой простой мотив как слева направо, так и справа налево. |
![]() |
Необходимо называть любой произвольно выбранный склад и показывать его на таблице. |
![]() |
Используя указку, можно писать простые слова, показывая их по одному складу последовательно - "шагами". Начинать нужно с очень простых слов, например: мама, папа, имя ребёнка и всё, что его окружает. |
В последствии можно будет писать таким образом
целые предложения: взрослый "пишет" указкой и называет склады, соединяя их в
слова и предложения, а позже ребёнок начнёт писать устные диктанты, сложность
которых будет постепенно возрастать. Сегодня существует много детей, которые
читают по несколько десятков слов в 2 и даже в 1,5 года.
Главное, чтобы занятия с ребёнком по таблице или по оригинальным пособиям
Зайцева не имели характер серьёзной работы. Для ребёнка это всего лишь
интересная игра, которая его не напрягает.
МАТЕМАТИКА ПО ЗАЙЦЕВУ
Суть математики по методике "Стосчёт Зайцева"
состоит в том, что ребёнку предлагают увидеть сразу все числа от 0 до 99, то
есть всю сотню сразу. Причём всё это представлено в виде стройной системы,
демонстрирующей не просто количество, но и состав числа. Ребёнок сразу видит,
сколько десятков и единиц составляет каждое число.
Расчертите "четвертушку" листа, чтобы получилось десять крупных квадратов.
Раскрасьте один квадрат любимым цветом. Припишите сверху на стене единичку. И
вот так день за днем вешайте по одному листочку, на десятый день вы повесите
заполненный, раскрашенный десяток, в котором каждый кирпичик будет чётко
очерчен. На 11-й день вы начинаете расчерчивать 2-й десяток и лучше всего
раскрашивайте его другим цветом. У вас на стене, вдоль детской, выстраивается
длинная цепочка чисел, над каждым листком висит соответствующая цифра. Ребенок
начинает предметно ощущать количество. Он начинает понимать, что 10 состоит из
двух столбиков по 5, а 11 - это 10 и еще 1 кирпичик. Пусть он 2-3 раза в день
пробегает указкой вверх и вниз всю нарисованную вами цепочку. Постепенно, когда
вы подберетесь к 50-ти, вы можете обозначить другим цветом десятки, начинать
вводить элементы арифметических действий - монотонно каждый раз повторяя одни и
те же слова: "делим эти десять кубиков на двух мальчиков, каждому достается по
пять". Суть деления и умножения можно объяснять на умножении пятерки.
СПОРТИВНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Ползать с первого дня по доске с легким наклоном. Доман пишет, что самое главное - это ходить на руках по горизонтальной лестнице, это прибавляет и силу, и интеллект. Ребенка можно ставить на ролики, даже если они на 7-8 размеров больше детской ножки. Только подольше возите его за руку - когда наступит время, он сам ее отпустит. Счастливой дороги!